Ткань всегда была эстетическим и одновременно функциональным элементом создания интерьера. С самых древних времен человек использовал ткань для сохранения тепла или защиты от солнечных лучей своего жилища, при помощи занавесей отгораживал себя от любопытных взглядов и делил помещение на функциональные зоны. С появлением шпалер и ковров каменные стены средневековых замков и домов стали завешиваться громадными полотнищами с геральдическим декором и изображением батальных сцен. Окна в таких замках были маленькими и узкими и не требовали драпировок. Зато кровати оформлялись большим количеством ткани в виде балдахинов.
Привычные для нас шторы на окнах стали применяться только в период Ренессанса. Но поскольку размеры окон были небольшими, то и ткань использовалась в малых количествах. Сами же помещения богато оформлялись тканью и гобеленами. Интерьеры периода барокко и рококо отличались роскошью отделки. Для оформления высоких оконных проемов требовались объемные занавеси.
Для этого периода характерны различные виды штор с тяжелыми и легкими драпировками, ламбрекенами (от франц. «гребешок»), отделанные золотым и серебряным шнуром. Во Франции изобрели шторы, поднимающиеся вверх при помощи шнуров, продернутых в вертикальные кулиски. Они шились из легких полупрозрачных шелковых тканей.
Неоклассицизм принес моду на жаккардовые, муаровые, бархатные ткани. Легкие и прозрачные вуаль и кисея давали возможность драпировать мелкими складочками ламбрекены и сами шторы, а отличительной особенностью этого периода стало появление деревянного резного ламбрекена.
В интерьерах ампира присутствует героический дух и отголоски военных побед. Карнизы украшаются наконечниками в виде копий и лавровых венков. Двойные, с подкладкой, шторы выполняются из тяжелых и тонких тканей, используются подхваты, бахрома, орнаменты на ламбрекенах. Большое разнообразие фасонов штор и разновидностей ткани. Увлечение Востоком, в том числе японским искусством, привнесло в европейский и русский интерьер середины XIX века новые приемы декорирования. Модным стало включать в интерьер ширмы, обтянутые шелком с восточным рисунком, шторы в виде прямых полос, подвешенных на карнизы.
Стиль модерн известен своими плавными тягучими растительными орнаментами портьер на фоне простых прямых штор и ламбрекенов. Шторы, поднимающиеся вверх при помощи приспособлений, снова входят в моду. Кроме орнамента и крупного рисунка портьеры украшаются однотонной каймой. В последующие годы развития конструктивизма, модернизма и постмодернизма модны были любые варианты оформления оконных проемов. Новинками можно считать горизонтальные и вертикальные жалюзи, получившие огромную популярность в офисных помещениях.
Декорирование окна — один из самых быстрых способов изменить интерьер комнаты. Оконные занавеси для нас являются символом уюта и респектабельности, защищенности от внешнего мира. Они придают интерьеру комнаты завершенный вид, могут быть ярким акцентом, а иногда служат объединяющим звеном в разностилевом решении интерьера.
Желательно иметь несколько различных комплектов штор для каждого времени года. Так, например, для зимнего периода подходят двухслойные портьеры из удерживающих тепло тканей и легких прозрачных гардин из тюля, органзы или актуальных сегодня сеток. Для весны и осени подойдут также двухслойные на подкладе портьеры, но уже из более легких тканей, а в летний период уместны шторы из плотных, хорошо закрывающих от солнечных лучей натуральных тканей. Вариантов комплектации множество, выбор тканей огромен. Попробуем разобраться в этой проблеме с точки зрения композиции оформления оконных проемов и технологии изготовления самих штор.